МБОУ "Средняя школа № 12" г.Чебоксары

Артикуляционная гимнастика

 Артикуляционная  гимнастика

Уважаемые родители! Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен общий комплекс артикуляционной гимнастики.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 5 до 10 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

6. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

 (Общий комплекс)

 1. «Окошечко» - открыть рот (позиция звука «А»), поддержать позу 5-10 секунд, медленно мягко закрыть.

2. «Воротики» - улыбнуться (позиция звука «И»), уголки губ тянем к ушкам. Позу удерживаем от 5 – 10 секунд.

3. «Заборчик » -  растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать позицию под счет от 5 до 10.

  4. «Трубочка» - округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «У». Удерживать под счет от 5 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

5. Чередовать «Заборчик» - «Трубочка».

6.  «Блинчик» - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя». Удерживаем «блинчик» от 5 до 10 секунд.

7.  «Часики» - приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.

8. «Качели» - кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

9. «Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

  Стимулирующий массаж

 1 фаза – поглаживание (поглаживаем ручку ребенка от кончиков пальцев до локтя по внешней стороне.

2 фаза – работа с пальчиками (кроме большого)

а) сгибание и разгибание пальчиков 5-6 раз;

б) точечный массаж пальчиков (сильное нажатие на межфаланговые точки с двух сторон 2 раза);

3 фаза - активизация большого пальца (отклонение вправо – влево, круговые движения пальчиком (5 - 6 раз)

4 фаза – активизация ладонной поверхности (спиралевидные движения сильным пальцем от  центра ладони к краям с выходом на большой палец: «Сорока – сорока, кашку варила…) 2-3 раза.

5 фаза – поглаживание (успокаивающие движения)Массаж выполняется 2 раза в день, для обеих рук (утром и за час до сна)

22 ноября 2015 в 18:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.